Разделы

Шотландские танцы

Новости


Боевые тактические шлемы в Киеве


 
 
 
Rambler's Top100
 

история шотландских танцев Существует несколько видов шотландских танцев.

Кейли (Ceilidh) – простые танцы, в основном парные (польки, вальсы и т.п.), требующие от танцора минимальной подготовки и максимума эмоциональной отдачи. Для шотландцев таким максимумом является, как правило, вежливая, открытая улыбка. Танцы кейли существуют для того, чтобы весело провести время.

Шотландские бальные танцы или шотландские кантри-танцы (Scottish Country Dancing) – танцы для тех, кто хочет провести время не только весело, но и интересно. Танцуют их, чаще всего, двумя линиями: кавалеры в одной, а дамы в другой – лицом к кавалерам. Стоящие друг напротив друга леди и джентльмен образуют пару. Для разных танцев (их существует около 11000) достаточно, в большинстве случаев, от двух до четырех пар, хотя иногда, чтобы исполнить танец, может понадобиться целых шестнадцать! Суть шотландских бальных танцев состоит в том, что с началом музыки одна или несколько пар начинают перемещаться по заранее заданным траекториям, заплетая, подчас, самые причудливые узоры. Мягкие, летящие движения ног в сочетании с подчеркнутой геометричностью фигур танца создают ощущение легкости и изящества. Как на настоящем балу... Собственно, шотландские бальные танцы танцуют именно на балах, главный из которых – ежегодный ноябрьский бал в честь дня св. Андрея, небесного покровителя Шотландии и Российского военно-морского флота.

Хайланд (Highland) – вид сольных шотландских танцев, изначально чисто мужской. Это, пожалуй, самый зрелищный стиль шотландских танцев! В отличие от шотландских парных танцев с их относительно простыми, мягкими шагами и акцентом на фигуры, хайланд делает ставку на зрелищность, атлетичность, четкость и выверенность движений ног – и рук, изображающих рога горного оленя. Отличительной особенностью этого стиля является и то, что по хайланду проводятся соревнования. Поэтому сегодня хайланд – это танцы, требующие высокого технического уровня для правильного исполнения движений. Хайланд – это ядро национальной танцевальной традиции шотландцев. Его обязательно танцуют на национальных фестивалях – Highland Games (Горские игры) под аккомпанемент шотландской волынки.

Хайланд флинг (The Highland Fling) — один из четырех старейших традиционных шотландских танцев хайланд.
Возвращаясь с победой после битвы, воины мужчины исполняли этот танец, празднуя успех. Танец исполнялся на маленьком круглом щите, называемом «Тардж». Большинство таких щитов, покрытых оленьей кожей и заклепками, снабжалось острым наконечником посередине. Наконечник использовался в бою для отражения атак противника и нанесения дополнительного урона. Танцору в процессе танца следовало быть максимально осторожным, чтобы избежать случайного ранения. В танце воины щелкали пальцами высоко поднятых рук в такт музыке или, возможно, создавая свой собственный ритм. Это могло иметь и сакральный смысл. Щелчки пальцев прогоняли злых духов. В настоящее время этот танец исполняют не на щите, но стараются оставаться на одном месте, а от щелчков осталось только положение пальцев и рук.
Происхождение танца имеет свою популярную легенду. Легенда рассказывает про старого пастуха и его маленького внука. Пастух учил своего внука играть на волынке на склоне холма. Внезапно они увидели гарцующего оленя. Пастух спросил мальчика, может ли он подражать этому оленю. Мальчик начал танцевать, имитируя грациозное движение оленя. Поднятые высоко над головой руки имитировали оленьи рога.
В наше время этот танец используется в качестве соревновательного по всему миру. Для исполнения этого танца на соревнованиях, надевают традиционную шотландскую одежду, — килт, независимо от того, кто исполняет танец, —- мужчина или женщина. Хайланд флинг имеет несколько уровней квалификации, от новичка до профессионала. Сам танец со временем существенно изменился, движения стали более резкими и точными, множество шагов хайланд флинга было упрощено. В настоящее время опубликовано около 29 разнообразных шагов хайланд флинга . На самом деле существует гораздо больше шагов, если верить воспоминаниям пожилого населения горной части Шотландии. Однако на соревнованиях принято использовать всего 8.

Ледис степ (Ladies’ Step) – изначально чисто женский вид сольного танца, соединяющий в себе четкость и мягкость движений, плавность линий и ощущение полета. Этот вид шотландских танцев отличается особенным изяществом и грацией.

Сейчас в мире зарегистрировано около 25000 человек, регулярно танцующих «по-шотландски». Если прибавить к этому числу тех, кто занимается шотландскими танцами неофициально (то есть, не являются членами Королевского Общества Шотландских Бальных Танцев – Royal Scottish Country Dance Society – или ассоциаций танцоров хайланда), то цифра станет еще больше.

История появления шотландских танцев

Шотландские легенды уводят историю шотландских танцев в глубины Средневековья, начиная ее примерно с XI века. Ритуальные и боевые танцы, которые прославляли эпические подвиги и военное искусство были характерной чертой шотландской культуры и фольклора.Это легенды о воинственных, свободолюбивых шотландцах, способных именно в танце наиболее точно выразить силу собственных переживаний.

Наиболее яркий пример тому – «история» создания Танца на Мечах (Sword Dance), повествующая, как король Малькольм (один из главных врагов прославленного Шекспиром Макбета, XI век), скрестив на земле два залитых кровью меча: один собственный, а другой – убитого врага, – станцевал на них в честь собственной победы. Еще одна версия этой легенды гласит, что для танца Малькольм взял не два меча, а меч и отрубленную голову противника.

Самые ранние ссылки на такие танцы упоминаются в Шотландских Хрониках (от англ. «Scotichronicon»), которые были составлены Уолтером Боуэром (Walter Bower) в 1440х годах. В данном отрывке речь идет об Александре III и его второй женитьбе на французской титулованной дворянке Иоланде де Дрё в Джедбурге, 14 октября 1285 г. «Во главе процессии были искусные музыканты с различными духовыми инструментами, включая волынки; следующие за ними танцоры блистательно исполняли военные танцы с затейливыми махами ногами то туда, то сюда. Замыкала шествие фигура, о которой трудно было сказать: человек это или призрак. Казалось, она скользит, как привидение, а не идет пешком. В тот момент, когда она будто бы пропала из поля зрения, вся безумная процессия остановилась, песни затихли, музыка прекратилась, а танцующая группа неожиданно замерла».

В 1573 г. шотландские наемники рассказывали о представлении шотландского танца на мечах перед шведским королем Юханом III на приеме в стокгольмском замке. Танец, настоящая изюминка праздника, был использован в качестве части заговора убийства короля, когда убийцы могли обнажить свое оружие, не возбуждая подозрений. К счастью для короля, в решающий момент условный сигнал не был подан заговорщиками.

Танец на мечах и танцы горцев были включены в прием в честь Анны Датской в Эдинбурге в 1589 г.; композиция из разных фигур танца на мечах и акробатических элементов была представлена перед Яковом VI в 1617 г., а затем и перед Карлом I в 1633 г., Объединением скорняков и перчаточников г. Перта. «Трон Его Величества был установлен у стены, рядом с Water of Tay, по которому плавал деревянный помост, выложенный корой. Приветствуя Его Величество, на помосте плясали тринадцать братьев из цеха перчаточников в зеленых шляпах, с серебряными шнурками и красными лентами, в белых ботинках и с бубенчиками на ногах, с мелькающими в руках клинками. Это был танец с мечами, с множеством сложных перестроений. Пятеро братьев стояли на плечах пятерых других, а еще трое отплясывали перед ними, одновременно не переставая пить вино и бить стаканы. И при всем этом, слава Богу, никто не пострадал.Мы не знаем, как выглядели эти танцы в то время, а четкого их описания нет в исторических источниках. Однако в сольных танцах сохранились отголоски этой древней традиции, и сегодня существует Sword Dance, исполняемый на скрещенных мечах.

На сегодняшний день танец на мечах входит в обязательную часть подготовки солдат в шотландских дивизиях, а также является одним из видов сольного танца на соревнованиях и мероприятиях, например на Highland Games. Как и в случае Хайланд флинга, для исполнения танца на мечах надевают традиционную шотландскую одежду, — килт, независимо от пола танцора. Танец разделен на две части, медленную и быструю. Переход между медленной и быстрой частью может сопровождаться хлопком в ладоши исполнителем. В соревнованиях, танец на мечах имеет несколько уровней от новичка до профессионала и различается по типу и числу медленных и быстрых шагов.

В XVIII веке из Англии в Шотландию проникли контрдансы. Сначала шотландцы просто танцевали английские танцы под шотландскую музыку. Потом стали сочинять собственные контрдансы: в 1740 году описания 48-ми придуманных шотландцами танцев были опубликованы Дэвидом Йангом. Постепенно шотландские бальные танцы стали все больше отличаться от своего английского первоисточника: появлялись новые шаги, новые фигуры, новые танцевальные ритмы. Помимо существующих и в других уголках Европы джигов (6/8 и 9/8), рилов (2/4 или 4/4) и хорнпайпов (2/4 или 4/4), для танцев стал использоваться и эксклюзивно шотландский размер «страспей» (Strathspey, 2/4 или 4/4), получивший свое название в честь долины реки Спей. Этот размер сочетает относительно медленный темп и яркий драматизм ритмического рисунка. Музыка страспеев, пожалуй, наиболее полно выражает то достоинство и самоуважение, которое вкладывают шотландцы в свой танец.

Шотландские танцы сегодня.

Несмотря на подверженность влияниям извне, гибкость и изменчивость, традиционные шотландские кантри-танцы в первой половине XX столетия стали стремительно терять популярность. В стремлении сохранить их две дамы: Миссис Исобель Стюарт из Фаснаклойха и Мисс Джин Миллиган – основали в 1923 году Общество Шотландских Бальных Танцев (Scottish Country Dance Society), с 1951 года получившее статус Королевского (RSCDS). Самой насущной целью этого общества стало описание различных танцев в том виде, в котором они известны в Шотландии, и публикация этих описаний с сопровождающими каждый танец нотами мелодии, под которую он исполняется. Члены общества собирали различную информацию о шотландских танцах, в том числе рукописи с описаниями танцев, разного рода иллюстрации – и – самое главное – свидетельства живых танцоров, первыми из которых стали сами Исобель Стюарт и Джин Миллиган. Помимо этого, Общество взяло на себя задачу преподавания шотландских танцев и разработку правил их «канонического» исполнения.

Сегодня Королевское Общество Шотландских Бальных Танцев – это разветвленная организация с центральным офисом в Эдинбурге и отделениями по всему миру (от Швеции до Австралии и от Канады до Японии). Королевское Общество Шотландских Бальных Танцев поддерживает единство шотландской танцевальной традиции и стремится к тому, чтобы люди с разных концов Планеты имели возможность собраться вместе – и станцевать, – не путаясь в шагах, фигурах, терминах. Оборотной стороной процесса унификации и стандартизации шотландских бальных танцев является утрата некоторых локальных танцевальных особенностей, неизбежное сокращение вариативности в исполнении танцев, догматизация разного рода правил, в пределе, – прекращение развития шотландских бальных танцев как живого, динамичного танцевального жанра.

Опасность такого поворота событий, видимо, достаточно ощутима в самой Шотландии, где молодежь не очень охотно изучает собственные бальные танцы, ставшие уделом старшего поколения шотландцев. Однако за пределами Шотландии молодые люди достаточно активно участвуют в продвижении и развитии шотландских бальных танцев. Особенно это заметно в странах Восточной Европы, где шотландские танцевальные традиции воспринимаются не как навязанная предками догма, а как глоток свежего воздуха в потоке «генетически модифицированных» продуктов массовой культуры.

Особым образом развивалась в XX столетии судьба хайланда. В истории этого вида танцев не было, как кажется, момента, когда он находился бы на грани забвения. Соревнования по хайланду регулярно проводились как в XIX, так и в XX веке. Одно поколение танцоров сменяло другое, и молодые люди с удовольствием принимались (и принимаются) за покорение все новых и новых вершин.

В конце 40-х годов XX века была создана Шотландская Официальная Ассоциация Хайланда (Scottish Official Highland Dancing Association – SOHDA), изначальной целью которой была унификация правил судейства и техник исполнения хайланда. Однако амбиции танцоров и преподавателей не позволили, видимо, всем им перейти в подчинение какой-то одной ассоциации. В 1951 году был создан Шотландский Официальный Совет по Хайланду (Scottish Official Board of Highland Dancing – SOBHD). На сегодняшний день это два крупнейших объединения танцующих «горцев». В каждом из них зарегистрированы сотни танцоров по всему миру, а также судьи и преподаватели. Все эти люди с огромным этузиазмом поддерживают и развивают хайланд как направление спортивных танцев. Этот танцевальный спорт с национальным колоритом объединяет молодых танцоров из разных уголков мира. Каждый сезон они стремятся к достижению новых побед и к участию в соренованиях, которые помимо всего прочего еще и повод отлично провести время в компании друзей и единомышленников.

Одним из современных направлений хайланда является "хайланд-хореография" – постановочные номера с использованием нетрадиционный музыки и костюмов, но основанные на движениях классических сольных шотландских танцев. В этом направлении также проводятся соревнования, что стимулирует танцоров и преподавателей придумывать с каждым годом все более и более эффектые и интересные композиции.

Шотландские танцы никогда не стояли на месте. В XIX веке их органичной частью стали царившие на европейских балах вальсы и польки. В середине XIX века шотландцы освоили французскую кадриль – танец для четырех пар, становящихся друг напротив друга и составляющих вместе квадрат, – отсюда и само название «quadrille». Результаты экспериментов с кадрилью были самыми разнообразными: от медленной, плавной Victoria’s Visit Quadrilles до энергичного, веселого Eightsome Reel.

Умение шотландцев по достоинству ценить танец, даже самый простой и незатейливый, позволило шотландским бальным танцам уцелеть во второй половине XIX века, когда их английские предки и их ирландские сверстники постепенно ушли в небытие. Традицию, которую англичанам и ирландцам пришлось воскрешать, шотландцы сумели сохранить, передавая ее из поколения в поколение.

В XX веке шотландские танцы – сольные и фигурные – подверглись колоссальным изменениям, связанным с влиянием классического балета. Характерной чертой этих изменений стал переход от жестких ботинок к специальной мягкой танцевальной обуви («гилли» в хайланде и балетки в Scottish Country Dances). Этот переход, начавшийся в хайланде в 90-х годах XIX века, был вызван тем, что существование этого вида сольного танца (уже тогда переставшего быть исключительной прерогативой мужчин) сильно зависело от регулярно проводившихся соревнований по хайланду. Волей-неволей танцоры, жаждавшие стать первыми, должны были стремиться ко все большей и большей зрелищности своих выступлений. Чтобы произвести благоприятное впечатление на судей, им так или иначе стоило сообразовываться с традициями классического балета, ставшего к тому моменту высшим по своей сложности и наиболее уважаемым проявлением танцевального искусства. Техника, терминология и многие элементы классического балета стали проникать в шотландские танцы. Соответственно, мягкая обувь, принятая в балете, стала постепенно вытеснять жесткие ботинки.

Как и несколько столетий назад, шотландские танцы продолжают стимулировать творческую активность людей во всем мире, даря им радость и ощущение настоящего праздника. Совсем не удивительно, потому, что находятся энтузиасты, стремящиеся поддерживать живую традицию шотландского танца, развивать ее и сохранять историческое наследие шотландцев во всем его богатстве и многообразии.

01.02.2018

Идет набор в детскую группу от 6 лет на весну 2018 (новички и продолжающие) и взрослую группу (новички) обучения танцам!
Поспешите записаться на первый урок (первое пробное занятие - бесплатно)!

02.01.2018

Открыта группа стретчинка.
Для проработки всего тела, снятия зажимов, укрепления мышц - лучшая физическая нагрузка.

01.11.2017

Все занятия доступны как в групповом варианте обучения, так и в индивидуальном!
Записывайтесь у администратора.

01.10.2016

Приглашаем на праздник ирландского танца!
Концерт состоится в воскресенье, 27 ноября в концертном зале Киевского национального экономического университета (Киев, ул.Дегтяревская 49-Г). Начало в 16:00.
В концертной программе "Фаерданс собирает друзей" Вы увидите, как старые номера из нашего репертуара,которые привлекали внимание и захватывали зрителя своим огнем, так и новые, которые мы специально приготовили для Вас.

01.09.2016

Продолжается набор в детскую и взрослую группы обучения танцам!
Поспешите записаться на первый урок (первое пробное занятие - бесплатно)!

22.11.2015

"Firedance" теперь и в Полтаве!
Добро пожаловать детей и взрослых в Полтавскую школу ирландского танца "Firedance-Poltava".
Она расположена в Центре детского развития "Эврика" (Полтава, Алмазный район, ул. Героев Сталинграда д.3)
По всем интересующим Вас вопросам, просьба обращаться по
тел. (050) 600 97 43,
e-mail: pl270179zli@mail.ru

1.09.2015

Поздравляем с началом нового учебного года! Успехов, новых знаний, открытий, достижений! Киевская школа ирландского танца FireDance заканчивает набор в детскую группу (от 6 лет) на осень-зима 2015-2016 года и продолжает набор во взрослую группу для новичков!

12.12.2014

Проводится набор детской группы (дети от 5 лет) на январь 2015 года.

11.12.2014

Анонс благотворительного карнавала для детей в НСК Олимпийский 21 декабря 2014 года.

10.12.2014

Фотоотчет с юбилейного концерта студии.

1.12.2014

Проводится набор во взрослую группу на декабрь 2014 - январь 2015 года. Осталось несколько мест!

15.09.2014

Юбилейный концерт студии ирландского танца FIREDANCE - 10 лет! состоится 22 ноября 2014 года в Киеве, в ЦКИ НАУ (пр. космонавта Комарова 1) в 16:00. Вход по пригласительным.

30.08.2014

Проводится набор детской группы на осень 2014 года. Заканчивается набор во взрослую группу на осень 2014 года, осталось несколько мест! Предварительная запись по телефону у администратора. Подробнее о занятиях ирландскими танцами в студии FIREDANCE.

Смотреть все новости >>>

Карта сайта